Кохлерная имплантация

Кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом лечения пациентов с тяжелой потерей слуха и полной глухотой, который помогает вернуть слух, когда слуховые аппараты неспособны помочь. Хирург-отоларинголог, профессор Сертач Етишер из Медицинского Центра «Анадолу» рассказал о особенностях и преимуществах этой операции.

Что такое кохлеарная имплантация?

Обычно дети учатся говорить в кругу семьи без специальной помощи. Однако в случае серьезных проблем со слухом ребенок не может слышать слова и звуки, поэтому не способен научиться говорить. В некоторых особо тяжелых случаях, в частности при нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости, зачастую не может помочь даже самый продвинутый слуховой аппарат. Эффективным методом лечения в такой ситуации может стать кохлеарная имплантация (слухопротезирование), которая дарит ребенку слух, благодаря чему он может научиться разговаривать и вести полноценную жизнь в будущем. Кохлеарная имплантация – операция по установке специального электронного устройства («кохлеарного импланта»), которое улавливает звуки и преобразует их в электрические импульсы, направляемые во внутреннее ухо, что дает возможность слышать. Аппарат состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внешняя часть закрепляется на голове за ухом. Она состоит из микрофона, звукового процессора и внешней катушки. Во время операции от наружной части устройства к внутреннему уху через ушную улитку прокладывается специальный электрод. Звуки улавливаются с помощью микрофона, затем преобразуются внешним процессором (аудиопроцессор) в слуховые сигналы и при помощи электрода направляются во внутреннее ухо, стимулируя слуховые нервы. Те, в свою очередь, передают полученные сигналы в мозг, который преобразует их в звуки. Пациент их слышит сразу же, как они появляются.    

Кому показана установка кохлеарного импланта?

Кохлеарная имплантация проводится при врожденной и приобретенной потере слуха вследствие генетических и аутоимунных заболеваний, травм, опухолей, инфекций, громкого шума, приема лекарственных препаратов. Существует несколько групп пациентов, которым может быть показана кохлеарная имплантация:
  1. Дети с врожденной потерей слуха (имплантация проводится в 12 месяцев)
  2. Дети до 4 лет, которые потеряли слух после рождения и до того, как начали говорить (необходима имплантация до 5-6 лет)
  3. Дети старше 4 лет, которые потеряли слух после рождения, но не прошли специальную реабилитацию (возрастные границы – 7-8 лет)
  4. Дети старше 4 лет, которые потеряли слух после рождения, но использовали слуховые аппараты и проходили слуховую реабилитацию (8-9 лет)
  5. Взрослые, потерявшие слух по различным причинам
Перед кохлеарной имплантацией тщательно оценивается возраст, ментальное и физическое  состояние пациента, результаты аудиологического исследования, причины глухоты и ее длительность, пригодность к аудиологической реабилитации и множество других факторов. Чем раньше проведена кохлеарная имплантация, тем она более эффективна. Самым подходящим временем для операции при врожденной потере слуха является период в возрасте 12-14 месяцев. Однако при полном отсутствии слуха с рождения хирургическое вмешательство выполняется, начиная с 6 месячного  возраста, причем очень важно до года установить имплант на оба уха. Кохлеарную имплантацию обычно рекомендуется проводить до 4-6 лет. Дети старше этого возраста, даже если начнут слышать, уже вряд ли смогут научиться говорить. Впрочем, бывают исключения: в случае правильной слуховой реабилитации при потере слуха в возрасте 3-4 лет срок проведения операции может отодвинуться до 9-12 лет. У взрослых, которые потеряли слух после рождения, нет ограничений для проведения кохлеарной имплантации - она может выполняться в любом возрасте. Однако очень важно сделать операцию в течение 3 месяцев после потери слуха. А при менингите рекомендуется установить кохлеарный имплант в течение 3 недель в связи с риском развития осложнений.

Существуют ли противопоказания для проведения операции?

Как правило, для установки импланта нет противопоказаний. Но существует ряд факторов, при которых проведение операции может быть не показано. Среди них: необратимое повреждение слухового нерва, потеря слуха вследствие менингита, а также некоторые виды травм и опухолей, врожденных деформаций. Необходимо также подчеркнуть, что в случае отставания в умственном развитии проведение кохлеарной имплантации также может быть нецелесообразной, в связи с тем, что  после операции могут возникнуть проблемы с реабилитацией.

Какая диагностика проводится перед операцией?

Перед операцией очень важно провести диагностику, для того чтобы оценить состояние пациента и определить необходимость проведения кохлеарной имплантации. Пациентам обычно проводятся следующие исследования:
  • Аудиограмма
  • Отоакустическая эмиссия
  • Тест BERA (Стволомозговые вызванные потенциалы)
  • Компьютерная томография височной кости
  • МРТ височной кости

Как проходит операция?

Операция обычно выполняется в стационарных условиях под анестезией и длится приблизительно 1,5-2 часа. Во время нее во внутреннем ухе размещается электрод. Одновременно с этим проводится диагностика, чтобы проверить, правильно ли он размещен и стимулирует ли нервные окончания, после чего хирургическое вмешательство завершается. В некоторых случаях по истечению первой недели после операции проводится повторная радиологическая диагностика, чтобы проверить правильность местоположения электрода.

Возможны ли осложнения после операции?

Как и у каждого хирургического вмешательства, у кохлеарной имплантации есть такие стандартные риски, как развитие инфекции, кровотечение, лицевой паралич. Но мы делаем все для того, чтобы их избежать.

Что ожидает пациента после установки импланта?

Обычно через 3-4 недели после операции, когда раны окончательно заживут, производится подключение внешней части устройства и первая настройка. В некоторых случаях через 6 месяцев может понадобиться вторая регулировка аппарата. Как правило, последующая настройка проводится раз в год. Однако пациенту недостаточно установить кохлеарный имплант. Самой важной частью лечения является проведение реабилитации после операции, во время которой происходит адаптация, слуховое и речевое обучение. Дело в том, что после установки кохлеарного импланта пациент начинает слышать звуки, но они кажутся ему новыми и непривычными. В связи с этим после операции необходимо проведение специального обучения, чтобы пациент научился слышать, различать и понимать звуки и разговорную речь. Этот этап является очень важным, потому что устройство только дарит возможность слышать, но не разговаривать. Во многом успех лечения зависит от того, насколько рано будет выявлено нарушение слуха и как быстро после постановки диагноза будет проведена кохлеарная имплантация. В случае потери слуха после рождения у детей и взрослых обычно уже имеется разговорный опыт, поэтому они быстрее проходят реабилитацинный период. Но при врожденных нарушениях слуха или, если ребенок потерял способность слышать до того, как научиться говорить, требуется длительная речевая реабилитация. На это порой уходят долгие годы. При этом взрослым, которые уже владеют речью, не требуется специальное обучение.

Как проводится обучение пациентов после операции?

Обычно дети занимаются со специалистом-сурдопереводчиком. Но в этом деле не столько важна помощь преподавателей, сколько поддержка семьи. Основная ответственность по обучению ребенка лежит именно на родителях. Например, с такими детьми нельзя использовать вербальные знаки при общении, в целом нужно как можно реже пользоваться жестовой речью, но при этом очень важно развивать умение читать по губам. Члены семьи должны общаться ребенком, установив зрительный контакт и стараясь не прикрывать рот. Иногда родители, узнав о заболевании, испытывают отчаяние, злость, чувство вины и другие негативные эмоции, которые являются, по сути, неправильными. Но нельзя забывать, что с этой проблемой может столкнуться каждый. Правильнее всего будет принять эту ситуацию и осознать, что в данном случае предстоит долгий путь лечения, который родителям нужно будет пройти совместно с ребенком.

Может ли кохлеарный имплант прийти в негодность?

Зачастую повреждениям подвержена внешняя часть аппарата. В связи с этим, прежде всего, следует защищать внешний процессор от влаги, травм и повреждений. Хотя обычно производители предоставляют гарантию и производят замену устройства в случае повреждений.

На какой срок устанавливается кохлеарный имплант и нужно ли его менять?

Как правило, внутренняя часть кохлеарного импланта устанавливается на всю жизнь и не подлежит замене. В случае повреждений меняться может только внешняя часть импланта.

На рынке существует множество производителей кохлеарных имплантов. Какая марка считается лучшей?

На рынке кохлеарных имплантов самыми популярными являются две марки: «Medel» и «Cochlear nucleus». В Турции клиники предпочитают использовать аппараты фирмы «Medel» ввиду их надежности, отличных технических характеристик и хорошей технической поддержки производителя. Но в целом между марками нет критических различий.

На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить проблемы со слухом у детей и предпринять необходимые меры?

Слуховая функция начинает формироваться у ребенка в утробе матери. Обычно этот процесс завершается на 2-3 месяце развития. Известно, что дети могут слышать звуки уже на 5 месяце беременности. После рождения они способны определять источник звука уже на 3-4 месяце жизни. В этом возрасте ребенок обязательно обернется на звук, а в 7-8 месяцев будет смотреть на источник звука. Если в этот период дети не реагируют на звуки и голоса, не просыпаются от неожиданного шума, это может служить тревожным сигналом. В таком случае родителям следует обратиться за помощь к специалисту – отоларингологу. Кроме того, о нарушениях может свидетельствовать отставание в речевом развитии. Обычно речь появляется в 1-2 года и развивается в районе 3,5-4 лет. В этот период дети осваивают 60 процентов речи, а в 12 лет овладевают речью наравне со взрослыми. В связи с этим очень важно проверять слух в 3-4 года, если есть задержка речевого развития. Сегодня существует множество эффективных диагностических методов, как OAE (отоакустическая эмиссия) и ABR (оценка реакции слухового ствола мозга), которые помогают выявить слуховые нарушения. Важно помнить: чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов на успешное лечение. Пациенты, которые  давно потеряли слух, но не получили необходимую реабилитацию, не смогут научиться говорить, даже если начнут слышать. Но нужно также понимать, что в целом проблема имеет различные формы и проявления. Как правило, чем сильнее потеря слуха, тем быстрее она замечается родителями. Дети с потерей слуховой функции на уровне 80 дБ и выше обычно не слышат звуки и голоса. В этом случае они не реагируют на звук. При потере слуха в районе 50-80 дБ ребенок может слышать речь родителей и просыпаться от звуков. В случае нарушения слуха 50 дБ и ниже у детей обычно наблюдается отставание в речевом развитии до 3 лет. Однако в то же время подобные проблемы могут возникнуть не только из-за проблем со слухом, но и в связи с другими заболеваниями, такими как отставание в психическом развитии и аутизм. Например, если здоровые дети начинают говорить в возрасте одного года, то дети с нарушениями психического развития – в 1,5-2 лет. Особенно часто с потерей слуха часто путают аутизм. Кроме того, бывают случаи, например, когда речь развивается поздно из-за нарушений нервной системы, в частности афазии. Больные этим заболеванием не имеют проблем со слухом, однако их мозг не способен воспринимать и различать звуки. Они как будто слышат иностранную речь и начинают говорить на своем собственном языке, непонятном для окружающих. В связи с этим прежде всего важно правильно определить корень проблемы и в зависимости от этого подобрать необходимое лечение. Например, при нарушениях слуха некоторые пациенты поправляются самостоятельно. Другим пациентам требуется операция. Некоторые больные способны слышать только с помощью специального слухового устройства. Есть и такие дети, которые вообще не поддаются лечению.

Как эта проблема решается в Турции?

В Турции существует государственная программа по раннему выявлению потери слуха у новорожденных. В случае необходимости государственный бюджет полностью покрывает установку кохлеарного импланта. Кроме того, государство помогает с последующей реабилитацией ребенка после операции. В Турции есть как государственные, так и частные организации, которые занимаются обучением пациентов после кохлеарной имплантации. Отзыв пациента о проведении кохлеарной имплантации в «Анадолу» Материал подготовлен при участии врача-отоларинголога Сертача Йетишера.

Связаться с нами

* - поля, обязательные для заполнения

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных